Интервью ведущего преподавателя отделения национальной экономики Новикова Александра Анатольевича

Новиков А.А.
Александр Анатольевич Новиков – преподаватель Института ЭМИТ РАНХиГС при Президенте РФ, которого студенты в 2019 году выбрали одним из лучших преподавателей института. Александр Анатольевич – доктор экономических наук, профессор. Основные курсы, которые он читает для наших студентов, – это институциональная экономика, история экономических учений, экономическая география и региональная экономика.
Александр Анатольевич, здравствуйте.
Итак, первый вопрос: расскажите, как вы пришли к профессии преподавателя?
Дело в том, что вся моя большая семья в большей или меньшей степени связана с системой высшего образования. Поэтому мой выбор профессии был, видимо, предопределён. Замечу, что я об этом нисколько не жалею, потому что считаю, что образование является важнейшей составляющей в жизни каждого человека.
Как вы считаете, почему наши студенты выбрали вас одним из лучших преподавателей отделения национальной экономики Института ЭМИТ?
Здесь, наверное, правильно было бы задать этот вопрос студентам. В свою очередь, хочу заметить, что большинство студентов отделения национальной экономики вызывают у меня только положительные эмоции.
Как вы нашли свой собственный стиль преподавания? Кто на вас повлиял в этом?
Очень хороший вопрос. Дело в том, что стиль преподавания, стиль подачи материала формируется годами. Я бы даже сказал, десятилетиями. Он, может быть, до сих пор формируется.
Кто повлиял? А повлияли на него все: и те преподаватели, которые учили меня в студенческие годы, и те люди, которые были и есть со мной в моей педагогической деятельности, и, конечно, моя семья, которая неизменно постоянно заряжает меня позитивом и оптимизмом − этими неотъемлемыми спутниками для тех, кто так или иначе занимается образованием, просвещением и воспитанием молодёжи.
Расскажите о самом необычном или интересном студенте, которого вы встречали за время вашей практики?
Возможно, мне повезло, поскольку за время своей педагогической деятельности я встречал и встречаю огромное количество самобытных, креативных и очень требовательных к себе студентов. Учить их – одно удовольствие.
А запомнились они мне своим удивительным трудолюбием и упорством в познании мира и своего места в нём.
Одно из ваших классических домашних заданий – отслеживание политических новостей. Почему вы считаете это занятие необходимым для студентов?
Немного уточню. Не совсем точно сформулирован вопрос.
Во-первых, это не совсем домашние задания. И, во-вторых, не только политических новостей. Это и политические, и экономические, и геополитические, и спортивные, и культурные новости.
Почему? Речь идёт о том, что каждый человек в своей жизни принимает огромное количество различных решений, от которых в итоге зависит его судьба. Для того, чтобы совершать как можно меньше ошибок в принятии стратегических решений, каждый из нас должен чётко понимать сущность и динамику процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. Поэтому я и пытаюсь приучить наших ребят внимательно изучать информационное пространство, анализировать события и принимать соответствующие решения.
К тому же, это неотъемлемая часть формирования человека с чёткой гражданской позицией.
Как вы видите эволюцию научных направлений, которыми занимаетесь? Что может поменяться в преподавании?
Ответ будет такой: динамика изменения преподавания связана с динамикой изменения скорости передачи информации и технического оснащения этого процесса. Всё это изменяется постоянно. И каждый следующий учебный год вносит определённые уточнения и по форме, и по существу подачи материала. В этом, наверное, и состоит главное отличие современного преподавания, преподавания XXI века.
Кстати, замечу, что данная тенденция положительна и благоприятно влияет на конечный результат.
В завершение: может быть, у вас есть какое-нибудь наставление для студентов института ЭМИТ?
Есть!
Дорогие друзья, если вы – студент института ЭМИТ, значит, вы уже на правильном пути.
Интервью подготовили: Александр Клевайчук и Надежда Шилова

Открыть чат